Примечание:
* Суда местного портового флота и судоремонтных заводов, выполняющие коммерческие рейсы в загранплавании, относятся к группе "А" или "В".
** Транзитными считаются суда, проходящие акваторию порта без швартовки к причалу, бочкам, сваям без постановки на якорь либо другой связи с грунтом в пределах акватории порта.
*** Под вынужденным понимается заход в связи с угрозой безопасности продолжения плавания, жизни или здоровью команды и пассажиров.


 

ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ
ПОРТОВЫХ СБОРОВ С СУДОВ


1. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

1.1. В порту Архангельск взимаются следующие виды сборов с судов, установленные Министерством экономики Российской Федерации по представлению Министерства транспорта Российской Федерации:

Портовые сборы взимаются с российских и иностранных судов и плавучих объектов, указанных в таблице 2.

1.2. Ставки сборов установлены для российских судов в каботажном плавании, для российских судов в загранплавании и иностранных судов.

1.3. Ставки сборов для судов в каботажном плавании установлены в рублях, являются базовыми и индексируются при необходимости в установленном порядке.

1.4. Для российских судов в загранплавании и иностранных судов ставки сборов установлены в долларах США. Российские суда производят оплату в рублях по курсу Центрального банка России на дату отхода судна.

1.5. Валюта расчетов по сборам, взимаемым с судов стран СНГ, регулируется межгосударственными соглашениями.

1.6. Государственная принадлежность судна и предоставляемый ему статус при взимании сборов определяется флагом, под которым оно плавает, независимо от того, в чьей собственности или пользовании находится.

1.7. Рейсом загранплавания для российских судов считается рейс, в котором судно, пришедшее в российский порт, выполняло погрузочно-разгрузочные работы в иностранном порту либо уходит для этих целей в иностранный порт.

По рейсам, не подпадающим под это определение, сборы взимаются по ставкам каботажного плавания.

Сборы взимаются по рейсу, каким судно вошло в порт. Корабельный, канальный и лоцманский сборы при выходе судна оплачиваются по рейсу, каким судно выходит из порта.

Сборы с судна, поданного в порт в балласте, взимаются по рейсу, для выполнения которого оно подано. Сборы с судна, выходящего из порта в балласте, взимаются по рейсу, которым оно вошло в порт.

1.8. Условный объем судна, исчисляемый в кубических метрах, определяется произведением трех величин, указанных в судовых документах: наибольший длины судна, наибольшей ширины судна и наибольшей высоты борта судна.
Для судов, перевозящих груз на верхней палубе, или имеющих две и более палуб, используемая в расчете высота борта должна составлять не менее половины наибольшей ширины судна.

Условный объем барже-буксирных составов, караванов и прочих составных плавучих объектов для исчисления всех видов сборов, кроме экологического сбора, определяется как сумма объемов отдельных элементов.

1.9. Сборы с лихтеровозов, производящих грузовые операции с лихтерами на внешнем и внутреннем рейде, взимаются с объема лихтеров, сданных лихтеровозом при входе в порт и принятых им при выходе из порта.

1.10. Для расчета всех видов сборов условный объем судов Ро-Ро, Ло-Ро, Ро-Флоу, ОБО и контейнеровозов умножается на коэффициент 0,7. Для расчета всех видов сборов условный объем танкеров с двойным дном, двойными бортами или танками изолированного балласта умножается на коэффициент 0,85.

1.11. Тип судна и его специализация определяются судовыми документами.

1.12. Надбавки и скидки со ставок сборов применяются по отношению к базовой ставке (таблица 1).

При предоставлении судну нескольких скидок применяется только наибольшая из них.

1.13. От оплаты всех видов сборов освобождаются учебные, учебно-производственные и учебно-тренажерные суда.

1.14. Сборы должны быть оплачены судном до выхода из порта. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания России капитан порта имеет право отказать судну в выдаче разрешения на выход из порта в случае неуплаты установленных сборов.

Транзитные суда обязаны гарантировать оплату сборов радиотелеграфным сообщением. При отсутствии гарантии оплаты капитан порта имеет право отказать судну в прохождении акватории порта транзитом.

2. КОРАБЕЛЬНЫЙ СБОР

2.1. Ставки корабельного сбора указаны в таблице 1. С судов групп "А", "Б", "В", "Г" и "З" сбор взимается за 1 куб. м. условного объема судна отдельно за каждый вход в порт и выход из порта.

От оплаты корабельного сбора освобождают суда групп "Д", "Е", и "Ж", если они не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.

2.2. Корабельный сбор с российских судов в заграничном плавании и иностранных судов взимается по ставкам заграничного плавания.

Корабельный сбор с российских судов в каботажном плавании взимается по ставкам каботажного плавания.

2.3. С судов групп "А", и "Б", при погрузке или выгрузке в нескольких морских портах России в течение одного рейса корабельный сбор взимается в первом порту захода полностью (100 %), в последующих портах - со скидкой 50 %.

2.4. С судов группы "Г", пассажирских судов в загранплавании и паромов, работающих на линиях загранплавания, открытых в установленном порядке, корабельный сбор взимается в каждом порту захода при первом входе в порт и выходе из порта один раз в течение календарного года. С паромов в межпортовом сообщении, не работающих на линиях, открытых в установленном порядке, сбор взимается при каждом входе и выходе из порта.

2.5. Грузовым судам, работающим на линиях загранплавания, открытых в установленном порядке, предоставляется скидка 20 %.

Основными признаками линии загранплавания, открытой в установленном порядке, являются:

3. МАЯЧНЫЙ СБОР

3.1. Ставки маячного сбора указаны в таблице 1. С судов групп "А", "Б", "В", "Е" и "З" маячный сбор взимается за 1 куб. м. условного объема судна при каждом входе в порт либо проходе его транзитом.

3.2. От оплаты сбора освобождаются суда, заходящие в порт вынужденно, для аварийного ремонта, и суда группы "Г". Суда групп "Д" и "Ж" от оплаты сбора освобождаются, если они не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.

4. КАНАЛЬНЫЙ СБОР

4.1. Ставки канального сбора указаны в таблице 1. С судов групп "А", "Б" и "З" канальный сбор взимается за 1 куб. м. условного объема судна при каждом прохождении канала в один конец.

В случае вывода судна на рейд по не зависящим от него причинам с последующим возвращением канальный сбор повторно не взимается.

4.2. С судов группы "Г", пассажирских судов в загранплавании и паромов, работающих на линиях загранплавания, открытых в установленном порядке, сбор взимается в каждом порту захода при первом входе в порт и выходе из порта один раз в течение календарного года. С паромов в межпортовом заграничном сообщении, не работающих на линиях, открытых в установленном порядке, сбор взимается при каждом входе и выходе из порта.

4.3. Суда групп "Д" и "Е" (кроме судов, заходящих в порт для оформления таможенных и пограничных формальностей, а также транзитных судов) и "Ж" от оплаты сбора освобождаются, если они не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.

5. ПРИЧАЛЬНЫЙ СБОР

5.1. Ставки причального сбора указаны в таблице 1. Причальный сбор взимается с судов, стоящих у причала. С судов групп "А", "Б" и "З" причальный сбор взимается за 1 куб. м. условного объема судна за каждые сутки стоянки у причала. Время стоянки у причала округляется в большую сторону до 0,5 суток.

С судов групп "В", "Г", "Д", "Е" и "Ж" причальный сбор взимается за 1 куб. м. условного объема судна за судозаход.

5.2. С судов, стоящих лагом к другому судну, ошвартованному у причала, либо ошвартованных у причала носом или кормой, взимается 50 % причального сбора.

5.3. Суда группы "Е" (кроме судов, заходящих для оформления таможенных и пограничных формальностей) от оплаты причального сбора освобождаются. Суда групп "Д" и "Ж" и суда, заходящие в порт вынужденно, от причального сбора освобождаются, если не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.

5.4. За простой у причала после окончания грузовых операций по причинам, зависящим от судна или судовладельца (судоходной компании), причальный сбор взимается по часовой ставке 10,0 руб. с судов в каботажном плавании и 0,011 доллара США с иностранных и российских судов в загранплавании за 1 куб. м. условного объема судна, начиная с момента окончания выгрузки/погрузки и крепления груза. Неполный час простоя считается за полный.

6. ЯКОРНЫЙ СБОР

6.1. Ставки якорного сбора указаны в таблице 1. Якорный сбор взимается за 1 куб. м. условного объема судна с судов всех групп за каждый час стоянки на якоре на внутреннем или внешнем рейде порта свыше 12 часов. Плата за первые 12 часов стоянки на якоре не взимается. Неполный час стоянки на якоре считается за полный.

7. ЛОЦМАНСКИЙ СБОР

7.1. Ставки лоцманского сбора указаны в таблице 1. Лоцманский сбор взимается за 1 куб. м. условного объема судна. Обязательность лоцманской проводки определяется "Обязательными постановлениями по порту".

7.2. При внутрипортовой проводке лоцманский сбор взимается за операцию. При внепортовой проводке лоцманский сбор взимается за каждую милю проводки по фарватеру или каналу. Неполная миля проводки считается за полную. Судно с условным объемом менее 5000 куб. м. считается равным 5000 куб.м.

Границы внепортовой и внутрипортовой лоцманской проводки объявляются "Обязательными постановлениями по порту".

7.3. Лоцманский сбор включает в себя плату за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна.

7.4. Суда группы "Д" (кроме спортивных судов и частных яхт) от оплаты лоцманского сбора освобождаются, если не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.

7.5. Грузовым судам, работающим на линиях загранплавания, открытых в установленном порядке, и пассажирским судам в каботажном плавании предоставляется скидка в размере 20%.

7.6. При лоцманской проводке по Продольному фарватеру, между островом Вихревой и шлюзом "Брусничное" со всех транзитных иностранных и российских судов и объектов в загранплавании (кроме спортивных судов и частных яхт) лоцманский сбор взимается за каждую милю проводки в один конец по ставке 0,0014 долларов США за 1 куб. м. условного объема судна. При этом для судов, совершивших более 5 рейсов в течение календарного года, со ставки лоцманского сбора предоставляется скидка в размере 25%, начиная с шестого рейса.

7.7. При лоцманской проводке иностранных и российских спортивных судов и частных яхт в загранплавании лоцманский сбор взимается за судно (долл. США):

7.8. При лоцманской проводке по Азовскому морю от Керченского пролива к порту Таганрог лоцманский сбор взимается за операцию по ставке 16,0 руб. для судов в каботажном плавании и 0,0209 долл. США для иностранных и российских судов в загранплавании за 1 куб. м условного объема судна.

7.9. Лоцманская проводка при вводе/выводе судна из дока, судов с неработающим главным двигателем, неисправным винто-рулевым комплексом, специальных плавучих объектов (буровых установок, модулей, доков, гостиниц и т.п.) оплачивается по ставкам таблицы 8, увеличенным на 50%.

7.10. Лоцманская проводка при девиационных работах оплачивается по ставкам внутрипортовой проводки независимо от района производства этих работ.

7.11. При одновременной проводке нескольких судов лоцманский сбор взимается с каждого из них по полной ставке.

7.12. Основанием для взимания лоцманского сбора является лоцманская квитанция, выписанная лоцманом и заверенная капитаном судна, или радиотелеграфное подтверждение судна.

7.13. Капитан, давший неверные сведения об осадке, длине, ширине и вместимости судна, подвергается штрафу в размере двукратной ставки причитающегося с него лоцманского сбора независимо от общей по закону ответственности за последствия, которые могут произойти из-за его неверных показаний.

7.14. При отказе от услуг лоцмана, вызванного на судно, оплачивается 100% лоцманского сбора, причитающегося за проводку, для которой был вызван лоцман.

8. НАВИГАЦИОННЫЙ СБОР

8.1. Ставки навигационного сбора указаны в таблице 1. Навигационный сбор взимается за 1 куб. м условного объема судна в портах, оборудованных береговыми радиолокационными системами управления движением судов, при каждом входе в порт, выходе из порта, проходе его транзитом.

8.2. От оплаты сбора освобождаются суда служебные и гидрографические, суда, заходящие в порт вынужденно и для аварийного ремонта, а также группы "Д", если не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.
 


СТАВКИ И ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ
ЛЕДОКОЛЬНОГО СБОРА С СУДОВ

1. Настоящие ставки портового ледокольного сбора установлены Министерством экономики Российской Федерации по представлению Министерства транспорта Российской Федерации.

2. Портовый ледокольный сбор взимается круглогодично с 11 мая 1997 года Морской администрацией порта Архангельск с российских и иностранных судов и плавучих объектов:

3. Портовый ледокольный сбор взимается за 1 куб. м. условного объема судна за каждый вход и выход судна из порта, а также за проход его транзитом;

4. Иностранные суда оплачивают портовый сбор в доллара: США. Российские суда производят оплату в рублях по курсу Центрального банка России:

5. Валюта расчетов по портовому ледокольному сбору, взимаемому с судов стран СКГ, регулируется межгосударственными соглашениями.

6. От уплаты портового ледокольного сбора освобождаются суда военные и госпитальные, пассажирские, гидрографические, суда производящие дноуглубительные работы в порту и суда, заходящие в порт вынужденно в связи о угрозой безопасности продолжения плавания, жизни и здоровью команды и пассажиров, лихтеры на борту лихтеровоза, а также суда местного портового флота и АСПТР, если они не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.

7. Условный объем судна определяется произведением трех величин, указанных в судовых документах: наибольшей длины судна, наибольшей ширины судна и наибольшей высоты борта судна.
Для судов, перевозящих груз на верхней палубе или имеющих две и более палуб, используемая в расчете высота борта должна составлять не менее половины наибольшей ширины судна.

Условный объем барже-буксирных составов, караванов и прочих составных плавучих объектов определяется как сумма объемов отдельных элементов.

8. При расчете портового ледокольного сбора для судов Ро-Ро, Ло-Ро, Ро-Флоу и контейнеровозов используется понижающий коэффициент 0,7; для танкеров с двойным дном, двойными бортами и танками изолированного балласта - коэффициент 0,85; для судов класса УЛА -коэффициент 0,5.

9. Портовый ледокольный сбор должен быть оплачен судном до выхода из порта. В соответствии со статьей 74 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР капитан порта имеет право отказать судну в выдаче разрешения на выход из порта в случае неуплаты установленного сбора.